Под валютным контролем подразумевается комплекс мероприятий со стороны банковских структур по отслеживанию действий участников валютных отношений, чтобы они проводились в соответствии с законодательными актами РФ. Валютное регулирование необходимо при расчетах по зарубежным сделкам, а также в случае получения оплаты за товары или услуги в иностранной валюте. В базовые функции ВЭД компании входит контроль за передвижением валюты внутри страны и за ее пределы.
Кто осуществляет валютный контроль?
Обязанность по регулированию валютных операций в стране возложена на Центробанк, Правительство РФ и агенты. Под последними имеются ввиду уполномоченные банковские учреждения. С этой целью они требуют от субъектов валютной сделки предоставить соответствующую информацию:
- подробные сведения о планируемых договорных отношениях;
- ксерокопии всей сопроводительной документации.
Основная задача подобной проверки со стороны банков — это подтверждение добропорядочности компаний в ведении бизнеса, без намека на мошеннические действия и в соответствии с законом РФ.
Валютный контроль. Виды
Отслеживание валютных транзакций бывает:
- обычное — требует сбора обширного пакета документации: контракта, актов, накладных;
- упрощенное — базируется исключительно на переданных сведениях о сделке, без надобности предоставления каких-либо доказательств в документальном виде.
Документы для валютного контроля
При контроле за валютными передвижениями решающее значение имеет паспорт по сделке, оформляемый резидентом (нерезидентом) в уполномоченной банковской структуре. Для чего необходимо предъявить определенную документацию:
- договор с иностранной стороной;
- справку о наличие подтверждающих бумаг;
- банковскую выписку, свидетельствующую о снятии валютных средств со счета;
- доказательства выполнения договорных обязательств в полном объеме (акт приема/сдачи, грузовую декларацию с таможни);
- заявление об аннулировании учетной записи по контракту.
Надо уточнять документальный перечень по оформлению валютного контроля, поскольку он может меняться в зависимости от выбранного банка. Некоторые финансовые организации сами занимаются подготовкой бумаг, поэтому просят предоставить минимальный пакет документов. На документальный объем влияют и другие факторы: содержание контракта, вид предстоящей сделки.
Уникальный номер контракта
Если контракт на экспорт продукции или услуг по сумме превышает 6 млн. руб., а на импорт — 3 млн. руб., то в банке требуется получить на него индивидуальный номер.
Упрощенный валютный контроль
Упрощенная схема валютного регулирования приемлема при мелких или одноразовых сделках и пробных поставках.
В каких случаях подойдет упрощенный тип контроля (на 01.2020):
- сумма всех транзакций в рамках одной сделки не превышает 200 тыс. руб. (в документах это значится как лимит);
- деление одной крупной сделки на несколько, каждая общей стоимостью не более 200 тыс. руб. (обязательно составление отдельных договоров).
Информация для банка при упрощенном контроле
Сведения, которые необходимо предоставить банку при «упрощенке»:
- наименование субъекта, выступающего второй стороной по контракту;
- страна, с которой планируется взаимодействие;
- номер и дата составления договора;
- банковские реквизиты;
- цена сделки;
- в какой валюте будет осуществляться взаиморасчет;
- тип бартера: экспорт или импорт, заемные средства, предоставление услуг;
- вариант оплаты: с предоплатой или нет.
Данную информацию можно предоставить в финансово-кредитную организацию любым способом: распечатанную на бумажном носителе, электронным письмом или по-другому.
Типичные ошибки в договоре
Уполномоченные банки, ведущие валютный контроль, обязаны проверять договора на наличие неточностей. Но, внимание обращается исключительно на ошибки, касающиеся непосредственно законности проведения валютных операций. А по поводу орфографии либо невыгодных условий для какой-то из сторон, банки никак не высказываются.
Часто допускаемые ошибки:
- в договоре не проставлена дата;
- не понятна суть контракта (что конкретно продается или покупается);
- отсутствует стоимость и валюта сделки;
- не прописаны условия по срокам оплаты и доставке продукции либо исполнения других договорных обязанностей;
- ошибочно или не полно указаны реквизиты сторон.
Каким путем донести до клиента обнаруженные недочеты, банк выбирает на свое усмотрение. Желательно до подписания контракта проверить его в банковском учреждении. Правда, там могут в этом отказать, но лучше подстраховаться.